Александра Лоренц (alexandrafl) wrote,
Александра Лоренц
alexandrafl

Categories:

Если бы ангелы могли сделать селфи!

Мы здесь обсуждаем не религиозные темы, а исторические.
А потому просим людей верующих не оскорбляться.

Нам снизу очень трудно разглядеть ангелов, удобно устроившихся под самым куполом Исаакиевского собора.
А между тем, если бы мы смогли пробраться на балюстраду, то у нас возникло бы много вопросов. Мне удалось собрать немного фоток и роликов об ангелах Исаакия, но даже эти материалы вызывают интерес.
Начнем с того, что крылья у ангелов явно приделаны позже, изначально они у скульптур не планировались. Ведь в задачу мастера входит и балансировка будущего произведения. И не случайно почти все скульптуры, расположенные на фронтонах и крышах зданий, имеют наклон вперед. Это улучшает оптическое восприятие фигур снизу, иначе они кажутся наоборот – наклоненными назад. А в случае с ангелами, так и само наличие тяжелых крыльев просто обязывает сделать такой наклон. Как например в Ватикане.

[Spoiler (click to open)]

Даже и без крыльев статуи на фронтоне собора Святого Петра имеют наклон вперед. А в нашем случае на болты, что держат ангелов, да и на саму балюстраду ложится огромная дополнительная и ничем не оправданная нагрузка 800-килограммовой статуи. Крылья создают мощный момент. Так что пришлось даже в одно время их подпирать.
Даже на низкокачественной фотографии видно, что ангелы и их крылья имеют абсолютно несравнимую степень коррозии. Вот хотя бы один из них:
Здесь крылья почти новые, в отличие от самой фигуры и лестницы в руках. Я представляю, какую возможность убедиться в этом получит искушенный экскурсант, проведя пальцем по бронзе работы Германа Иосифа. Но даже на фотографиях видно, как грубо припаяны, да и закреплены вдобавок болтами крылья:
У меня мелькнула догадка, и я стала их сравнивать. Жаль, хороших снимков мало, но основания полагать, что все крылья отлиты по одной форме:



Эх, проверить бы на месте!
Ведь тогда это меняет картину в корне. Тогда изначально «ангелы» были без крыльев, т.е. были не ангеламами. И лишь в какой-то момент «икс» назначение здания было изменено, и фигурам приделали ангельские регалии.

Тогда  можно поразмыслить и над другими сопутствующими вопросами:
- почему ангелов 24? Эта цифра не соответствует никаким религиозным канонам.
- откуда странные предметы в руках ангелов? Лестница, кубки, свитки с перьями, полотно с розами… Ведь ангелы по церковной иерархии практически обезличены. Они не имеют имен, каких-то индивидуальных особенностей. Это архангелы строго индивидуальны, но их можно перечислить по пальцам, и их изображения строго регламентированы. И если архангелы, допустим, присутствуют в общем ряду, то это просто недопустимо по иерархии!
- Притом ангелы Исаакия сплошь женского пола, а по канону им положено быть юношами или на крайний случай - бесполыми.
- почему у некоторых ангелов вообще нет никаких предметов, раз уж решил художник что-то нам донести?
- почему в диаметрально противоположных местах, точно на 180 град., расположены девы-ангелы со свитком и стилом в руках? Это что, связано с суточным ходом светил? Необходимостью чт-то фиксировать?
Вызывает вопросы и надпись на постаменте одного из ангелов:


FECIT HERRMANN- сделал Геррманн (лат.), вроде так. Но надпись носит следы подделки, да и у меня всегда вызывали подозрение надписи, выполненные на совершенных произведениях искусства грубо и коряво. К тому же любому зравомыслящему человеку понятно – при отливке легче и технологичнее сделать выпуклые буквы, чем резать по металлу вогнутые… Уж не были ли срезаны настоящие надписи, да выведены потом другие каким-то неумехой?
Разговор на эти темы мы продолжим в последующих статьях. Хотелось бы, чтобы соратники поделились фотографиями, роликами, а может кто-то мог бы и сделать съемки с квадрокоптера?
Tags: Исаакиевский собор, Петербург, ангелы
Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments