Александра Лоренц (alexandrafl) wrote,
Александра Лоренц
alexandrafl

Ангелы Исаакия: странная табличка

Скульпторы, создатели памятников, статуй и фигур, также как и другие художники не прочь оставить автограф на своем творении. И я убедилась – они это делают почти всегда. Вот подпись Микеланджело:

Оригинально, элегантно, красиво и не навязчиво – надпись на ленте. Другие авторы были скромнее и менее находчивей, но подписи оставляли.

[Spoiler (click to open)]
Памятник Великой княгине Елене Павловне «на острову»:
Внизу на выступающей части основания барельефа имеется вырезанная подпись скульптора: «Иван Петрович Мартос из Ични делал 1806 г.».
Памятник Жуковскому
На срезе бюста с тыльной стороны подпись скульптора: «В. Крейтанъ». Сзади на плинте надпись: «Отлитъ на заводѣ А. Моранъ».
Памятник Гоголю
Слева на срезе бюста подпись скульптора: «Лѣпилъ В. Крейтанъ». На основании подпись литейщика: «Отл. К. Берто».
Памятник Лермонтову
На обрезе бюста слева подпись: «Лѣпилъ В. Крейтанъ», на плите справа: «Отл. К. Берто».
Скульптура "Танцовщица Дега". Бронза, литье. Высота - 33 см. На основании - подпись скульптора "ALVA. S. Eylandbekov"
Между жердями препятствия в литье – крупная подпись скульптора «Е. ЛАНСЕРЕ. 1882г.»; напротив - марка литейщика - "Ф.ШОПЕНЪ"
Мы заметили: в любом случае скульптор старался отразить свое имя так, чтобы его не возможно было спутать с кем-то другим. Зачастую отдавалась дань литейщику – указывалось и его имя.
У наших ангелов все наоборот:

имя литейщика отсутствует
имя автора (автора ли?) указано так, что его трудно идентифицировать. Дело в том, что Геррманн – настолько же распространенная фамилия, как если бы русский скульптор написал – «Петров». Без имени и отчества и даже инициалов. Геррманнов в Германии, как вы понимаете, хоть пруд пруди.

Само построение фразы вызывает недоумение. «HERRMANN FECIT» - Геррманн сделал/выполнил. Отлил? Изваял? Вылепил? Слово FECIT позволяет сделать предположение, что это – латынь. Хотя и немецкое слово такое есть.
Надпись имеется только на одном ангеле.

Надпись сделана небрежно. У меня всегда вызывает странное чувство, когда я вижу высокохудожественное произведение, тонкую работу, точную руку и вдруг – коряво нацарапанную подпись. Автор пренебрежительно относился к самому себе? Не хватило пороху достойно закончить работу? Ему было наплевать на свою репутацию? Нет, скорее «автограф» ваял некий неумеха, не имеющий к скульптору никакого отношения.

Слева от надписи мы видим следы затертых букв. Во всяком случае просматривается буква S.
Также имеется запаянное отверстие под болт. Т.е. в прошлом эта фигура крепилась по-другому. А может и в другом месте.
В конце надписи буквы вообще затерты. Фото взято с ролика, так что вариант с фотошопом отметается. Хотелось бы посмотреть эту надпись вживую! Да с увеличительным стеклом в руке.

Ну и наконец, кривая буква N – это уже полный беспредел! Такое не мог бы сотворить ни один художник.

Официальная история (ОИ) говорит нам, что автором статуй ангелов был некий Геррманн Иосиф  (1800-1869) (Joseph Herrmann).
Скульптор родился в Германии и, в общем-то, ничем особенным там не отличился. Я просмотрела его работы и увы – не была восхищена. Так, на вторых и третьих ролях, соавторстве.  Потом он приезжает в Петербург и внезапно удостаивается звания «неклассного художника». Современный язык, в общем-то, верно отражает суть: неклассный художник - как бы не то, что классный. Классный получал золотую медаль Академии Художеств и Большую серебряную, а неклассный – малую серебряную. Так что наш Иосиф в свои 36 и в России не очень-то отличился.

И вдруг такой космический государственный заказ! В наше время ему бы пришлось изрядно покрутиться, чтобы так «подфартило». Хотя полагаю, и в те времена ситуация не очень-то отличалась.
Вся эта история напоминает мне байку с самим Монферраном, который на поверку оказалось даже не имел архитектурного образования, а был просто неплохим рисовальщиком и хорошим дельцом. Но об этом я уже писала.

В собках
Оригинал справки Монферрана о «прослушивании» курса
А вот и перевод справки, а точнее - свидетельского показания

Хотя французские высшие учебные заведения выдавали не «справки» и «свидетельства», а настоящие дипломы!

Ох, как напоминает нынешние мошеннические времена!
Что не сделаешь, чтобы получить деньги из бюджета!


И после создания ангелов Геррманн не очень-то отличился. Википедия сообщает о каких-то двух статуях Славы в Эрмитаже, которые мне не удалось найти. Зато обнаружились небольшие барельефы. Так, не достойные руки художника государственного масштаба.
Последнее произведение, которое приписывают Иосифу Германну -

барельеф на могиле его отца, где Иосиф рассказывает о героическом поступке своего отца, спасшего еще до рождения скульптора двоих рыбаков на Эльбе. Вскользь замечу, что ничего особо героического в том, чтобы бросить с берега веревку не вижу, но видно уж был какой-то долг сына перед полным тезкой отцом, что он создал этот памятник прямо перед своей смертью.
Табличка, повествующая о барельефе, в отличие от гробовой доски скульптора, свежеиспеченная. Правда и на ней написано как-то не внятно – «Entwurfe». «Спроектировано, сконструировано» Иосифом Геррманном. Нет, чтобы написать – «создано», так и не было бы подозрений.
А вот и могила скульптора:

Нужно сказать, что это единственное изображение его лица, которое мне удалось найти. Прямо инкогнито какой-то!
К сожалению, могильщик не утрудился высечь на доске даты рождения и смерти усопшего, как это принято у порядочных людей. Хотя верхняя надпись уж больно неразборчива, но все же и там никаких цифр обнаружить не удалось.

Ниже – имя Геррманна после странной надписи: «die dankbar»  ar – отбита, как я поняла, тогда это – «она благодарна». Или как у нас принято писать: «От благодарной…». А вот «Stittimg» - это уже посложнее оказалось. Словари смолчат! Однако удалось выяснить, что это все же что-то типа сиделка или скорее – та, которая выгуливала старого Геррманна.

Учитывая, что мы не имеем ни даты смерти, ни четко обозначенного имени скульптора, ни однозначно определенного изображения его лица, можно предположить, что эта могила вполне может оказаться могилой отца Иосифа Геррманна – Иосифа-Доминика, кстати, тоже художника (вот уж дела!).
А вот следы самого скульптора теряются. Не думаю, что исполнитель столь важного и дорогого государственного заказа не удостоился хотя бы портрета и более подробной биографии.

Так что Иосиф Геррманн вполне может оказаться личностью выдуманной ОИ.

Ангелы же были отлиты вроде как 8 – у Петра Карловича Клодта (не удалось найти никаких воспоминаний об этом действе), а 16 – на заводах Чарльза Берда. Право, на его заводах столько всего понаотливали, что даже мастер каменных дел Суханов, заставивший весь Питер своими многотонными изделиями, скромно курит в сторонке. Так что и эта информация скользкая.
Напоследок скажем, что Геррманн попросту говоря – «немец» или «германец». Т.е. «сделал немец». Если еще глубже, то Герр –Гор – высший, высокий. Ну а «мен»/ман – естественно – «человек». Так что, похоже, ангелов сотворили высокие люди, которые и жили в Петрограде, тьфу – Венце.

А вот vlek46 вообще предположил, что изначально надпись выглядела как «сделано в Германии». Что ж, вполне вероятно.

Скоро продолжим.

Tags: Исаакиевский собор, ангелы
Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments